Rašyk
Eilės (78094)
Fantastika (2304)
Esė (1552)
Proza (10908)
Vaikams (2712)
Slam (73)
English (1198)
Po polsku (369)
Vartotojams
Jūs esate: svečias
Dabar naršo: 23 (0)
Paieška:
Vardas:
Slaptažodis:
Prisiminti

Facebook Twitter





Reinik Reinik

Расскажи, мамуля

Šis kūrinys buvo tarp savaitės geriausių


В том детстве, за сугробами прошлого, за далекими верстами прошедших лет, осталась маленькая, наивная девочка с чувством долга, с порядочностью наших бабушек, с изюминкой  тонкого юмора, которого перестали понимать. С рассказами дедов и прадедов, с воспоминаниями- хорошими и худыми-, которые никогда не вернутся.
-«Чяво» (приспособляется к маминым  речевым выражениям) грустишь, мамуля, одна, прислонившись к окошку? - спрашивает  дочь, забежавшая на минуточку.
-Да вот сижу одна с утра до ночи, скучаю.
-А Катька где?
-Бес ее «полюет»  (что означает  не то  знает, не то располагается), где она шляется- вчера вернулась в десять, сегодня опять…
Это она про меня- блудную дочь, которая никак не угомониться и не сидит дома. И кто сказал, что с одиночеством нужно смириться, подружится что ли? Но возможно ли это? Помню свою бабушку, её мать, в кругу маленьких внучат. Не было когда скучать. И вера была- вера уже не в будущее, а вера в то, что отбыла, «отведала»  свои грехи на этой земле. Бог милостивый, возьмет уж скоро. Только не торопится он, ох как не спешит. А там, гляди, и встретится с мужем, который когда-то спас её от нелюбви; с детьми захороненными по пути от глухой Сибири до Литвы- все это ещё при первой мировой войне. Хороший был супруг, любил и уважал, не то что нынешние мужья. Все это рассказывает мама и вспоминаю я, что слышала сама. Протекает жизнь и моей матери, которая не наивная бабушка, и которой совсем не охота умирать. И мирится с одиночеством не охота. 
      - Здравствуй мама, скучаешь? Расскажи-ка «лутче» что ни будь о наших предках. Так мило слушать!
  Ах ты мамуля, всю жизнь держала нас на короткой утяжке со строгими законами и что же ты, милая, теперь то рассказываешь?   
-Это ты меня спрашиваешь не поведала ли бабушка мне? Да- я любимая её внучка, но ведь умерла она едва начала я в школу ходить! Если что и рассказала, не все запомнилось. Да и понимала я тогда далеко не все… Хотя и знала кое-что, чего не знала ты.  Ведь некогда было тебе расспрашивать.
-Да… А вот мне в памяти остался мой отец, твой дед, которого тебе так и не пришлось увидеть. Он был на десять лет старше бабушки. Работяга, строгий, но справедливый. Правда, нога у него двадцать лет болела. Сломал он её как-то, ну а потом гангрена и все прочее, но шел, работал- промучился бедняга.
-Мама, а ведь и совпадения в нашей семье- у отца с ногой не ладно было, и у брата.
-Ну что поделаешь, судьба наверно.
-Так вот, бабушка сиротой осталась, твой прадед вдовцом стал с пятерыми  детьми. Она старшая была. Мачеху в дом привел. Хорошея была женщина, приласкала сирот, приголубила. А бабушку её дед, уж мой прадед, «гораст» любил. Только вот скупой был. Мешок золотом набил, и все продавал, продавал и копил, копил. А купит, бывало, одну селедку на одиннадцать человек. Так вот бабушки только  и доверял деньги подсчитывать. А она, бывало,  тайком, украдкой, по нужде, а не по обману одну другую монетку и прикарманит для семейных  нужд. А потом так и пропал мешок. Все равно пропал. Сам умер и мешка не стало.  Куда он его дел? Всю жизнь копил.  И «нашто»?    Хотя, вроде, и не главное в нашей семье деньги то были. Вот помню я маленькая была, всё приходил такой дед, большой кусок платины с собой таскал. Старый уж был. «Зачем он мне. Вот поцелуй меня –говорит мне- и отдам». Всё ходил и ходил. А я «ни в какую» . Так и он пропал со своим куском то. Образумил бы кто ни будь меня тогда…  Да-а-а…
-Да ты, мам, про бабушку расскажи, как замуж её то выдавали.
-Да ну там история по веселей. Молодая она у нас была, красивая. Ну и муженёк то богатый полагался. Нашелся такой скоро, как не найдётся. Сосватали. Приехал он нарядный, в соболях,  на роскошной карете. А сам маленький, со рта вонь… Не понравился невесте, ох как не понравился. Но сваты по рукам сбили, свадьбу назначили. И отправил её отец мамину родню на свадьбу приглашать. А они за линией жили, ну там за железной дорогой. Всю деревню надо было пройти. Идет мама, слезы капают. Не мил ей жених, не мил.
-И что ты, Маринушка, горюешь, «штошь», милая, плачешь? Заходи, утешься.
  Вот так и зашла моя бабушка к свекрови. Зашла и осталась. Разумная женщина была  моя прабабушка- давно её сыну приглянулась молоденькая девушка, а тут такой случай. Да и сын не глупее матери. Вниманием обделили, уважением, лаской. Так и прожили в любви и согласии пока смерть не разлучила. Ну и бабуля! Молодец! А, казалось, такая тихоня была!
-Ой мама, «штошь»  ты этого раньше не рассказывала? А я то смотрю на тебя и удивляюсь, как это ты, такая строгая своим детям, даже и не собираешься осуждать  внуков, которые  живут не в браке со своими возлюбленными. Оказывается и в те дальние времена не всегда дети были послушны.
-Да расскажи-  ка, что ни будь ещё. Как сама замуж шла.
-Не легко то было. Войны, горя. Многое было потеряно- у деда с бабушкой умерло первое поколение детей- шестеро захоронили.. Родилось ещё пятеро. Трудно было. Только любовь их и спасала, так как пропали и деньги, и богатство.  Так что с твоим отцом  по сугробам пешком шли на собственную свадьбу- дорога то километра два от хутора.  Я в валенках, которые набились снегом.. Потом только в туфли переобулась. Коня  по близости не было…
  Да… Вот те жизнь. Прапрадед с мешком золота, неведома куда пропавшего. Прадед с кучей детей. Дед с больной ногой, прабабушка заманившая чужую невесту. Бабушка с брошенным женихом и мама с валенками на собственной свадьбе.
  И нечего бранить её, жизнь то. Вот умирать неохота, ой как неохота.
2007-02-09 14:52
Į mėgstamiausius įsidėjo
Šią informaciją mato tik svetainės rėmėjai. Plačiau...
 
Norint komentuoti, reikia prisijungti
Įvertinimas:
Balsų: 14 Kas ir kaip?
 
Blogas komentaras Rodyti?
2022-04-05 06:18
Passchendaele
Tiormovišnostjanovo.
Įvertinkite komentarą:
Geras (1) Blogas
Blogas komentaras Rodyti?
2007-02-20 12:12
Irna Labokė
Ну и семейство,а? Labai patiko!
Įvertinkite komentarą:
Geras (1) Blogas
Blogas komentaras Rodyti?
2007-02-17 21:15
Diudia Pauteckas
Prichodil, čital i vsiako odobrial.
Prostoj, na pervyj vzgliad, tekst, no imejet v sebe tu samuju nitočku, kotoraja priviazyvajet i ne otpuskajet.
Įvertinkite komentarą:
Geras Blogas (1)
Blogas komentaras Rodyti?
2007-02-16 21:02
nebus
gyvenk,Saulele mano:)
Įvertinkite komentarą:
Geras Blogas (1)
Blogas komentaras Rodyti?
2007-02-09 19:36
Karsanata
Интерестно, от стиля балдею, чуть запутался в бабушках, прабабушках и матерях, но от это го сам текст хуже не стал. 5 без разговоров. ;)
Įvertinkite komentarą:
Geras Blogas (1)
Blogas komentaras Rodyti?
2007-02-09 16:17
ATIA
Įdomu buvo skaityti.
Įvertinkite komentarą:
Geras (1) Blogas
Visuose


Čia gyvena krepšinis

Lietuva ir apie Lietuvą