Rašyk
Eilės (78093)
Fantastika (2304)
Esė (1552)
Proza (10908)
Vaikams (2712)
Slam (73)
English (1198)
Po polsku (369)
Vartotojams
Jūs esate: svečias
Dabar naršo: 23 (1)
Paieška:
Vardas:
Slaptažodis:
Prisiminti

Facebook Twitter







ЭДУАРД САШКО

“ИГРА”

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  Ведущий
  1 – Судья
  2 – Первый охранник
  3 – Второй охранник
  4 – Начальник тюрьмы
  5 - Жена судьи
  6 – Проститутка
  7 – Преступник, сын
  Мать
  Отец
  Зрители
  Рабочие сцены


Рабочие устанавливают декорации: что-то приносят, что-то уносят, стучат молотками.
Появляются приехавшие. Они входят, осматриваются, никто ни с кем не разговаривает, все стоят по одному, кроме  4 и 5, которые держатся вместе.
Спустя некоторое время появляется Ведущий.
ВЕДУЩИЙ
Добрый вечер, дамы и господа. Извините, что заставил вас ждать. Не буду испытывать вашего терпения, сразу перехожу к делу. Вы, прибывшие сегодня сюда, откликнулись на наше объявляние. Ехать или не ехать сюда – дело добровольное, также, как и участие в том, что мы вам предлагаем. А предлагаем мы вам...
1
Простите, но хотелось бы знать, кто такие “мы”. Кто стоит за этим всеохватывающим, обезличивающим, огромным “мы”? Кто это?
ВЕДУЩИЙ
Мы – это те люди, которые хотят открыть для вас новый мир, мир, о котором вы мечтали, в котором хотели бы быть, но, в силу тех или иных обстоятельств, мир этот для вас недоступен. Mы даем вам возможность побыть тем, кем, может быть, вы не будете никогда. Но, возможно, хотели бы быть. Мы даем вам шанс не притворяться, став другим. Мы – это я и мои помощники, некоторых из них вы сейчас видите.
(показывает на рабочих сцены, которые, не обращая ни на что внимания, пордолжают оформлять сцену)
Итак, мы предлагаем вам... назовем это так – Игру. Участие в ней, как я уже сказал, дело добровольное. Вы можете отказаться, уйти прямо сейчас, деньги вам будут возвращены, за вычетом некоторых орграсходов.
2
А что за игра? В объявлении сказано, что это спектакль, развлечение.
ВЕДУЩИЙ
Именно. Именно так. Суть Игры заключается в следующем: есть ситуация, или точнее, обстоятельства, есть роли, которые будут распределены между вами. И вы будете играть. Играть спектакль.
3
А сценарий? Что мы должны играть? Что мы должны делать? Что говорить?
ВЕДУЩИЙ
В том-то и дело, что сценария нет. Вы не только актеры, вы будете еще и драматургами, и режиссерами. Вы будете играть то и так, что и как захотите. И сейчас я спрашиваю, все ли будут участвовать в этой Игре? Повторяю, вы еще можете отказаться, уйти.
4
Абсурд какой-то...
5
Ну, что ты...
4
Уйдем...
5
Давай останемся. Ведь ты же обещал. В конце концов, это твой подарок мне.
4
Хорошо...
ВРДУЩИЙ
Что ж, в таком случае начнем. Назовем наш спектакль “Тюрьма”...
6
“Тюрьма”?!...
ВЕДУЩИЙ
Ну, можно “Правосудие”, декораций это не меняет. Персонажи следующие: преступник, судья, начальник тюрьмы, жена судьи, проститутка, два охранника в тюрьме. По-моему, достаточно, ролей как раз столько, сколько участников.
7
И кто кого должен играть?
ВЕДУЩИЙ
Выбирайте! Все в ваших руках! Здесь заправляете вы. Мы лишь помогаем воплотить ваши мечты в реальность.
3
Ничего себе мечта - в тюрьме...
1
В таком случае, если никто не возражает, я буду судьей. Кажется, я подхожу на эту роль и по возрасту и по внешности.
5
А я – женой судьи!
ВЕДУЩИЙ
Прекрасно!...
4
Как это его женой? Ты что...
5
Но ты же обещал...
4
А почему ты не хочешь быть моей женой?
5
Но я же и так... твоя... Да и ты не выбрал еще себе роли. А я так хотела бы побыть дамой в обществе, с положением.
4
А чем тебя не устраивет твое положение? Что плохого в том, кто мы и что у нас есть?
5
Плохо то, что у нас чего-то нет.
4
Чего? Чего тебе не хватает?
ВЕДУЩИЙ
Ну, что вы... Это ведь игра. Вы можете быть кем хотите, а потом все вернется на круги своя, и вы снова станете теми, кем были, и снова будете вместе...
(в сторону)
Если сможете...
4
Хорошо... Хорошо... В таком случае я буду... Я буду начальником тюрьмы.
ВЕДУЩИЙ
Прекрасно, начальник тюрьмы у нас тоже есть.
2
Хмм.. Так что же, остались только второстепенные персонажи? Кто там, охранники? Я – охранник!? По-моему, это смешно, вам не кажется? Я – должен играть мелкую сошку. А ведь я играл в университетском театре, и достаточно успешно, хочу заметить.
ВЕДУЩИЙ
Ну, тут Вы ошибаетесь, в данном спектакле нет второстепенных ролей. Каждая роль, смею надеяться, будет значительна. Тем более, роль в Вашем исполнении, человека, который уже играл на сцене, который знает, как преподнести своего персонажа.
2
Ладно, хорошо. Пусть будет так. Пусть это будет для меня испытанием. Я попробую...
3
А я, в таком случае, буду вторым охранником. Если не ошибаюсь, Вы говорили о двух охранниках.
ВЕДУЩИЙ
Совершенно верно.
6
А я что же?... Я должна быть проституткой? Я?! Проституткой?!
2
Мы ведь зачем-то сюда приехали. И к тому же заплатили за это деньги. Видите, я согласился быть охранником.
6
Но это ведь не проститутка! Не падшая женщина! Вы не поменялись бы со мной ролью?
5
Н... нет...
4
Нет!
6
А может есть другие роли?
3
Неужели Вы не хотели бы почувствовать прелесть падения? Побыть с другой стороны жизни? Побыть своей противоположностью? Быть свободной от условностей общества и свободной от себя самой? Выпустить из затянутого корсета свою женственность?
6
Вы дерзки и грубы...
ВЕДУЩИЙ
Вы можете отказаться...
6
Доказывать Вам я ничего не собираюсь, я просто буду делать то, ради чего сюда приехала...
3
Скажите, а Вы не хотели в молодости стать актрисой?
6
Вас это не касается!...
ВЕДУЩИЙ
Не надо ссориться, это совсем ни к чему. Поберегите силы для Игры. У нас осталась только одна роль – роль преступника. Эта роль достается Вам, если Вы не против... участия в Игре.
7
Не против...
ВЕДУЩИЙ
В таком случае прошу всех переодться для Игры. За кулисами вы найдете все, что необходимо. Гардероб, реквизит полностью в вашем распоряжении.
1
Я так понимаю, костюмы мы должны подобрать себе сами?
ВЕДУЩИЙ
Безусловно. В ход спектакля мы вмешиваться не будем. Вы сами начнете и сами закончите тогда, когда пожелаете. Я желаю вам получить то, ради чего вы все здесь появились.
7
Знаете, мне, наверное, нужна будет кое-какая помощь.
ВЕДУЩИЙ
Все, что угодно. Там, за кулисами, расскажите все моим ассистентам, они сделают все возможное.
Все, кроме Ведущего,  уходят за кулисы.
ВЕДУЩИЙ
Ну, вот вроде бы и все. Декорации готовы, суть объяснил, роли распределены. Через несколько минут они переоденутся и выйдут на эту сцену. Они будут разыгрывать драму, а может трагедию... или комедию, что чаще всего бывает. Я удаляюсь и оставляю вас один на один с новоиспечеными актерами.
Ведущий уходит. Вскоре появляются первые персонажи – судья, начальник охраны. Жена судьи появляется чуть позже.
Действие происходит в доме судьи. (Все последующие сцены играются в тюрьме).
У СУДЬИ
СУДЬЯ
Я думаю, можно поздравить друг друга с поимкой преступника, так сказать.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
С поимкой и справедливым осуждением. Поздравляю Вас, господин судья.
СУДЬЯ
Ну, я тут, так сказать, ни при чем. Приговор, так сказать, лежал на поверхности.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Да, он столько натворил, что суда уже и не надо было. И так всем было понятно, что только его смерть избавит общество от ужаса, который наводило одно лишь упоминание его имени. Да и ему будет лучше умереть. Что это за жизнь, когда вынужден постоянно скрываться, дергаться от малейшего шума. Кошмар какой-то, а не жизнь.
СУДЬЯ
Тут я с Вами согласен, а вот насчет суда... Всякое зло должно быть наказано, это верно. Но мы ведь цивилизованные люди, а не аборигены какие-то, мы, да и сам преступник должен знать, за что мы наказываем, почему, мы должны определить степень вины, и лишь потом выносить, приводить в исполнение приговор. А иначе будет анархия, все решат, что они вольны наказывать или даже казнить, и не станет нашего общества. А вместе с ним и нас.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ну, начальник тюрьмы нужен всем обществам. Даже тем, которых нет.
(смеется)
СУДЬЯ
Да, вероятно... Однако, давайте отметим удачу, прошу к столу.
Садятся за накрытый стол. Входит жена судьи.
ЖЕНА СУДЬИ
Добрый день, господин начальник тюрьмы.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Добрый день. Слышали новость? В нашей тюрьме заключен преступник, тот...
ЖЕНА СУДЬИ
Вы, наверное, забыли, что я жена судьи, и о таких вещах узнаю одна из первых. Даже раньше всех вас, потому что муж мне рассказывает...
СУДЬЯ
Ну, я только размышляю, взвешиваю...
ЖЕНА СУДЬИ
Скажите, а как Вы стали начальником тюрьмы? Вы ведь не мечтали в детстве стать тем, кто Вы сейчас? 
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
А я не жалуюсь на судьбу. Чтобы стать женой судьи, надо просто выйти за него замуж. А тут…
ЖЕНА СУДЬИ
Ну, это тоже не просто…
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Армия, потом поступил служить в систему внутренних дел. Вот, дослужился. Да, в детстве не мечтают быть начальниками тюрьмы. Не мечтал и я. Мой отец, между прочим, был художником. Но ведь должность начальника тюрьмы необходимая. Тюрьмы были, есть и будут, никто их не отменит, идеального общества, без тюрем, не будет никогда. Потому что всегда будут недовольные тем, что у них есть, или тем, что у них чего-то нет. Они будут воровать, обманывать, продавать свою любовь (при этих словах жена судьи как-то виновато опускает голову, смущается), насиловать, убивать. И таких людей надо изолировать. Излавливать и изолировать. И лучшего места, чем тюрьма для них не найти. А если есть тюрьма, значит кто-то должен там следить за порядком. Порядок должен быть. И, я надеюсь, ко мне у господина судьи нет претензий. За столько лет никаких эксцессов, заключенные на обслуживание не жалуются. А если что и бывает, так это ведь с кем работаем, какая публика...
ЖЕНА СУДЬИ
Конечно, публика...
СУДЬЯ
А Вам никогда не хохотелось быть кем-нибудь другим? Ну, не начальником тюрьмы.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Я уже сказал, что на судьбу не жалуюсь. Да и кем же еще быть? В этой жизни мы находимся по ту или иную сторону решетки....
ЖЕНА СУДЬИ
... и только у Вас компромисс: вроде бы по ту сторону, а на самом деле по эту. Или наоборот. Ведь Вы же в тюрьме проводите больше времени, чем заключеные.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Да, но я свободен, и я сам выбрал такую роль... жизнь.
СУДЬЯ
Сами выбрали... н-да... У меня все так было. Когда пришло время определиться, кем стать, я, наверное, впервые серьезно задумался. Ведь раньше за меня думали родители – где жить, что есть, что надеть и даже с кем дружить. А тут - что выберешь, с тем и жить. Благодаря положению нашей семьи в обществе, выбор у меня был не большой – политика, экономика, медицина или юриспруденция. Политика – дело грязное. Да еще не знаешь, куда прибиться, чья политика, так сказать, лучше, а своих убеждений у меня не было. Экономика для меня сводилась к деньгам моего отца. Математику я не любил, единственное,  что я мог считать, - деньги, но распоряжаться ими я не умел. Да и не хотел уметь. Медицина? И всю жизнь вас будут окружать больные, кругом боль, кровь, смерть. И кажды будет вопрошать о помощи, и каждый надеется на тебя. Огромная ответственность. Нет, увольте, думал я. Юриспруденция. И опять всю жизнь работать с ворами, жуликами, убийцами. Одних наказывать, других защищать. Адвокат пытается найти лазейки, чтобы оправдать клиента. Судебный процесс стал конкурсом на лучшую и убедительную речь. Это “правду, только правду, ничего кроме правды” превратилось в мыльный пузырь, стало фарсом. Закон стал лабиринтом, в котором адвокаты и прокуроры ходят с фонарями в руках и водят за собой присяжных. Побеждает не истина, а умение говорить и убеждать. Нет, нет и еще раз нет, говорил я себе...
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Так как же Вы все-таки стали судьей?
СУДЬЯ
Отец велел. Увы, от меня ничего не зависело. Отец расписал план моей жизни на много лет вперед. По-моему, я и сейчас живу по нему.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Так что же Вы не воспротивились?
СУДЬЯ
Тогда я был слаб. У меня не было сил сопротивляться отцу. Ослушание означало отказ от всего того, что у меня было. Это я сейчас понимаю, что у меня ничего не было, все было у него, а тогда... Но, знаете, я рад, что я стал судьей. Это, наверное, то место, где я сильный, где я хозяин, где, если хотите, власть у меня. Да, “не суди да не судим будешь”, так сказать. Грешен, но теперь судьбы людей вершу я, а не они мою.
ЖЕНА СУДЬИ
Да, все мы не без греха…
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Интересно, а какие у Вас грехи?
ЖЕНА СУДЬИ
Вас это не касается.
СУДЬЯ
И вот Вы говорите, над этим разбойником суда не надо. Суд нужен, люди должны видеть, что то, чем он занимался, наказуемо. Пусть это будет успокоением для одних и устрашением для других.
ЖЕНА СУДЬИ
А могу я посмотреть на него?
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ну, это не меня надо спрашивать, а господина судью, Вашего мужа. Но мне кажется, что тюрьма – не самое подходящее место для Вас.
ЖЕНА СУДЬИ
Дорогой, могу я посмотреть на него? Про него столько говорят и пишут, я хотела бы посмотреть, как выглядит злодей. Он, наверное, ужасный...
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ну, нет, нет-нет. Почему он должен быть ужасным? Если б все преступники были ужасными, я имею в виду внешность, то их спокойно вылавливали бы на улицах городов. А они такие же, как и мы. Жизнь – это не кино, где пытаются подобрать какие-то типажи для определенного образа. Только в кино бандит похож на бандита, герой на героя. В жизни все сложнее.

СУДЬЯ
Ты хочешь пойти в тюрьму? Что же ты не пришла на процесс? Это было бы и безопаснее и...
ЖЕНА СУДЬИ
Ну, милый, ты же знаешь, я не люблю процессов, я люблю результаты. Процессы вещь утомительная. Можно?
СУДЬЯ
Если ты так хочешь... Но с одним условием: я иду с тобой. Точнее, ты идешь со мной. Договорились? Что ж, придется провести маленькую проверку. Готовьтесь, господин начальник тюрьмы.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Мне не надо готовиться, у меня всегда порядок. Когда Вы желаете посетить наше заведение?
ЖЕНА СУДЬИ
Вы говорите о тюрьме, как о театре...
СУДЬЯ
Думаю, сегодня после полудня. Только умоляю, давайте обойдемся без всяких церемоний, это не менее утомительно, чем судебные процессы, правда, дорогая?

В ТЮРЬМЕ
Действие происходит в тюрьме. На сцене первый и второй охранник. Они сначала чувствуют себя неловко, рассматривают декорации.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
(рассматривая декорации; после паузы)
Сегодня, я слышал, привезут преступника. Того, о котором так много говорили, столько писали. Но теперь он попадет туда, где ему и полагается быть. Сюда. В эту клетчатую обитель.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
(ухмыляясь, все еще не веря в то, что он участвует в этой Игре)
Н-да...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
А отсюда, прямо отсюда он отправиться туда, куда все это время шел, - в ад, через виселицу. И пусть это будет уроком всем, живущим как он.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Что ты, какой урок? История напичкана такими уроками. И что же? В каждой стране, в каждом городе во все времена появляется кто-то, кто живет вне закона, убивая, грабя, насилуя. В конце концов само государство так живет. И все эти уроки проходят даром.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ну, ты сказанул! «Государство», «уроки даром»... И что ты предлагаешь? Не наказывать? Не карать? Пусть себе? Я считаю, что надо...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
А я считаю, что это не нашего ума дело. Мы всего лишь охранники в тюрьме, давай ими и останемся... как начертано судьбой. (смеется)
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
(смутившись)
... Да, я ... как-то ...
Входит начальник тюрьмы.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ну, и чего ждете? Идите, встречайте “гостя” в свою обитель. Поймали! Ну, идите-идите.
Охранники уходят.
Начальник тюрьмы остается один. Подходит к клетке, проводит рукой по по металлическим прутьям.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ну, соскучилась, давненько не было у тебя никого. Ну, вот сейчас начнется, ты будешь его последним приютом, последней подругой. Ты будешь с ним до последнего его дня. Береги его, он нам нужен живым... для казни. В тебе вся жизнь...
Охранники приводят преступника.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
(преступнику)
Ну, располагайся, чувствуй себя как дома, ха-ха, как в своем последнем доме. А мы постараемся стать твоей семьей, ха-ха. Будешь тут сидеть под охраной. Прекрасные толстые металлические прутья, огромный надежный замок, охранники – два человека, круглые сутки. Никто тебя здесь не обидит. Чего еще желать простому смертному? Особенно тебе, самому смертному. Даже Папа Римский не может похвастаться такой охраной. Со здешним порядком ознакомят тебя вот эти двое. Я бы с тобой поговорил, да дел много с твоим появлением, бумаги всякие и все такое. Может было бы лучше, если б ты погиб при задержании, а? Ладно, иду, а ты не безобразничай, веди себя хорошо, чтобы все, в том числе и ты, спокойно дождались твоей казни.
(охранникам)
Смотрите мне, чтоб...
Начальник тюрьмы уходит.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
(преступнику)
Знаешь, для человека очень важно найти свое место в жизни. По-моему, тебе это удалось, ты редкий человек...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Я бы даже сказал, исчезающий вид.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Значит, правила у нас просты: сидишь себе тихо, не расстраивешь нас и ждешь часа Х. Как понял, прием?... Что ж ты молчишь? На вопросы отвечать надо. Ну, ничего, это, наверное, от волнения. Не каждый же день в тюрьму в камеру смертников попадаешь. Обживешься, обвыкнешься, уходить не захочешь...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
... на виселицу.
(оба охранника смеются)
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
У-у, смотрит волком. Смотри-смотри, не долго осталось. Все вы сначала гонор показываете, а когда приходит священник, ничегошеньки от вас не остается, трясетесь, плачите, молите о пощаде. Потому что жить хотите, пусть червяками, но жить, быть...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
... хотя бы в клетке.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Тут о тебе такое рассказывают. Может расскажешь нам сам, так сказать и первых уст, все равно время есть... пока...
ПРЕСТУПНИК
Читайте газеты. Там все написано.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ну, газеты никто не читал бы, если бы в них писали правду. Слухи, домыслы, версии, мнения – все, что угодно, только не то, что и как было.  Утка на утке, как бы это ни было противно природе. Читаешь и чувствуешь себя как на утиной охоте. И что интересно, каждый считает, что пишет правду.
ПРЕСТУПНИК
В каждой правде есть доля правды.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
И что же ты сидишь, на мир волком смотришь?.. А ты и есть волк: рыскаешь, ищешь, кого бы зарезать, страх на всех наводишь...
ПРЕСТУПНИК
Я-то это делаю, чтобы выжить, а вы живете так.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Ух, как заговорил...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Кто там? Кого черт принес?
ПРОСТИТУТКА
(робко)
Здравствуйте...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Здравствуем... Ого, сама пришла?! Давненько тебя здесь не было, принцесса. В гости? Или может на работу?
(смеется)
ПРОСТИТУТКА
Я... Мне сказали, что... Я получила разрешение...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Что за разрешение? Чего ты мямлишь?
ПРОСТИТУТКА
Я... вот... к нему... вот...
(протягивает первому охраннику бумажку)
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Что это?
ПРОСТИТУТКА
Разрешение... от судьи...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Он что, тебя вызывал? Ты и здесь обслуживаешь?
(оба охранника смеются)
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
А ты знаешь, что к осужденным на смерть никого не допускают, кроме адвокатов...
ПРОСТИТУТКА
... и родственников. Я его... жена...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Ух ты! С каких это пор?
ПРОСТИТУТКА
Мне к нему... У меня разрешение... Пропустите!...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Посмотрите, она требует! По-моему, надо с нее взять пошлину. Ты как считаешь?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Надо, конечно, надо, а то ее коллеги в сфере обслуживания не поймут ни ее, ни нас.
ПРЕСТУПНИК
Отстаньте от нее! У нее же есть разрешение! Она имеет право!...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Заговорил! Да еще как! Сегодня день сплошь из удовольствий и удивлений. Ну, раз она имеет право, то конечно, то проходите. Простите, Ваше Высочество, что задержали, проходите.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
А может Вы у нас желаете поселиться? А то в нашем дворце есть свободные места, как раз для таких почетных гостей, как Вы, Ваше Высочество. Уверяю Вас, Вам здесь будет никак не хуже, чем там, где Вы живете...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
... и работаете...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
А мы Вас обслужим так же хорошо, как и Вы нас в свое время.
ПРЕСТУПНИК
Прекратите!... Не обращай на них внимания...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ну, так что, ты зайдешь к нам в каморку до или после него?
ПРОСТИТУТКА
Да пошел ты!
Второй охранник смеется.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ах ты, сучка...
Первый охранник грозно наступает на проститутку. В это время появляется начальник тюрьмы.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Что здесь происходит?
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Вот, пришла, говорит, к нему...
(протягивает бумагу начальнику тюрьмы)
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
(прочитав)
Ты что, не видишь, что здесь написано и кем подписано? Встать смирно, когда со мной разговариваешь! Оба! Смирно! Я кому сказал? Тебя это не касается? Смирно!
Второй охранник еще скептически смотрит на эту игру, поэтому сначала не подчиняется приказу начальника тюрьмы, но потом подходит к первому охраннику. Оба охранника вытягиваются перед начальником тюрьмы.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Через полчаса здесь будет господин судья, а вы тут устроили черт знает что. Пропустите ее! И подготовьтесь как следует! Чтоб мне тут все было как надо! Смотрите мне...
Начальник тюрьмы уходит.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
(тихо сквозь зубы)
Ишь ты как заигрался, понравилось ему...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Слышала, у тебя несколько минут. Иди.
Проститутка подходит к клетке.
ПРЕСТУПНИК
Зачем ты сюда пришла?
ПРОСТИТУТКА
К тебе... Как ты?
ПРЕСТУПНИК
Как я? Уже хорошо... У меня уже все позади: страх, боль, радость, жизнь, ты...
ПРОСТИТУТКА
Не говори так, прошу тебя, не говори так... Все еще...
ПРЕСТУПНИК
Что еще может быть? Что еще можно сделать? Я сейчас иду по дороге с односторонним движением, иду туда, откуда возврата нет... Не приходи сюда больше, оставайся там, за этими стенами. Тебе сюда не надо...
ПРОСТИТУТКА
О чем ты говоришь? О чем ты говоришь? Я хочу видеть тебя, хочу слышать тебя. У нас было так мало времени, мы так поздно с тобой встретились. Не гони меня, ты мне нужен даже сейчас. Даже здесь с тобой я чувствую себя сильнее, защищеннее. Я уйду туда и останусь там совсем одна. Я не хочу! Эти стены отделят меня от тебя и вместе с тобой от целого мира, в котором я чувствую себя женщиной, человеком.
ПРЕСТУПНИК
Ты – самое дорогое, что есть у меня. я не хочу твоей гибели, как...
ПРОСТИТУТКА
О чем ты?
ПРЕСТУПНИК
Я не хочу терять близких мне людей...
(после паузы)
Отец долго не приходил.  Мы знали, почему. Точнее, догадывались. В последнее время это случалось все чаще.
Входит мать с сумками.
МАТЬ
Он еще не пришел?
СЫН
Нет. Но я знаю, где он. Я схожу?
МАТЬ
Нет, не надо, не надо за ним бегать. Придет, сам придет... Как я устала от всего этого...
Мать снимает плащ, в это время входит отец, смотрит на сына, с презрением на мать.
ОТЕЦ
Что, бегаешь за мной? Ищешь? Все вынюхиваешь, где я, с кем?
МАТЬ
Да нет, на рынок ходила.
Мать показывает на сумки и начинает из них доставать то, что купила.
ОТЕЦ
(не обращает внимания на слова матери)
Уж и посидеть не могу? Все ходишь и смотришь, как бы муженек не напился. Да?
МАТЬ
Да что ты такое говоришь?
ОТЕЦ
Сама шляешься везде!..
МАТЬ
Что ты говоришь? Не гневи Бога!
ОТЕЦ
И за мной бегаешь... смеются надо мной все... “Вон, твоя тебя ищет, побежала! ”
МАТЬ
Когда я бегала?... Как напьешься, так мерещится тебе!
ОТЕЦ
Мерещится!... Не ори на меня! Я тебе не твои эти... что-то мне плохо... вот тут... (держится за живот)
МАТЬ
... всю жизнь мою загубил! Сначала человек как человек был, а как начал пить, так всё, все у него плохие, один он хороший. Последнее из дому вынес!
ОТЕЦ
Что ты орешь на меня? Я тебе что, мальчик? На свои пью!... (держится за живот) ... с чего это так схватило... И ваши пропью, если они будут у вас! А нет ведь у вас! Или ты, может, где подработала? Есть тут одно заведеньице!...
МАТЬ
Что ты мелешь? Как тебе не стыдно!... Что с тобой?
ОТЕЦ
Твое какое дело? Этого еще (показывает на сына) натравливаешь на меня. Ату папочку! Ууууу, как вы мне надоели!
МАТЬ
Да ты без нас ходил бы голодным оборванцем... Последнее тебе отдаем, ты ж работаешь, тебе трудно, тебе силы нужны, а ты...
ОТЕЦ
Что? Ты меня куском хлеба попрекаешь?! Ах, ты!...
Отец замахивается и бьет мать, та падает.
К отцу подбегает сын, во время ссоры забившийся в угол, хватает отца за руку.
СЫН
Не трожь маму!...
ОТЕЦ
А, ты еще! Что я говорил? Подрос, давай на отца руку поднимать! А ну-ка пшел!...
Отец отталкивает сына, сын падает на пол.
Мать пытается встать, отец наступает на нее.
ОТЕЦ
Ууууу, натравила сына на отца! Нашла защитничка! Да я вас обоих...
Отец замахивается на мать, но вставший с пола сын бьет отца по голове. Отец вскрикивает и падает на пол.
МАТЬ
Что ты сделал? Что ты наделал?
Мать подползает к отцу, осматривает его.
Сын от страха забивается в угол.
ПРЕСТУПНИК
Отца забрали в больницу. Пока отец лежал в больнице, я очень переживал, места себе на находил, я не хотел, чтобы он умер, я боялся, что он умрет. Он умер, и мне казалось, что умерло что-то со мной, во мне... Это так страшно и больно терять близких людей. И сейчас я не хочу, чтобы что-нибудь случилось с тобой...
ПРОСТИТУТКА
Со мной уже ничего не может случиться, я уже ничего не боюсь.
ПРЕСТУПНИК
Знаешь, когда умер отец, я почему-то стал переживать еще сильнее. А когда доктор сказал, что отец умер из-за отравления, я почувствовал, как мне стало легче. С души моей спал тяжелейший груз. Оказывается, я боялся, что это я его убил. Нет, даже не этого, а того, что придет полиция и арестует меня. Ты понимаешь, в тот момент я боялся за себя. А сейчас... сейчас я боюсь за тебя... Уходи отсюда...
ПРОСТИТУТКА
Не гони меня... не оставляй меня...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Время! Все, ваше время вышло! Не гони... Послушай только.
ПРОСТИТУТКА
Но ведь еще...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Время!
ПРОСТИТУТКА
Я ухожу, но я еще приду...
ПРЕСТУПНИК
Не надо!...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Посещение особо опасных преступников и приговоренных к смерти разрешается посещать раз в два месяца. Не думаю, что он задержится здесь на столь долгий срок. 
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Все, все, уходи. У нас и без тебя есть чем заняться.
Проститутка уходит, второй охранник говорит ей вслед.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
До встречи, принцесса. Мы ведь еще встретимся...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Хороша цыпа, жаль, что за деньги.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Но кто-то же договорился о бесплатном обслуживании. Она мастерица на все руки. Да и не только на руки. Когда я был у нее в первый раз, это было нечто. С тех пор я заказываю только ее. И не только я. Бывают дни, когда к ней можно попасть, как говорит хозяйка заведения, как к депутату, по предварительной записи.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Да-да, я вот однажды так и не смог ее заполучить, хотя готов был заплатить двойной тариф. А все потому, что поздновато пришел.
ВТОРОЙ ОХРАННИИК
Вот какая у тебя дама сердца. Как вы нашли друг друга? Прямо сапог сапогу пара.
ПРЕСТУПНИК
Пошли вы, животные...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Что ты сказал? Да я тебя сейчас...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ну-ну, не надо. Скоро придет судья, ему нужно показать, какой у нас здесь  порядок. А этот все равно никуда не убежит...
ПРЕСТУПНИК
... да и вы никуда не уйдете...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
... у нас еще будет время.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Ты слышишь, у нас еще есть время.
Оба охранника смеются.
За кулисами слышны голоса. После первой фразы на сцене появляются судья, его жена, начальник тюрьмы.
СУДЬЯ
У вас тут весело. Вот уж чего не ожидал, так это веселья в подземелье.
ЖЕНА СУДЬИ
Вы здесь развлекаете осужденных или смеетесь над ними?
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ни то, ни другое. Охранники тоже люди, ничто человеческое им не чуждо.
ЖЕНА СУДЬИ
Кто бы мог подумать.
СУДЬЯ
Не заводись, дорогая. Мы же не для этого сюда пришли. Ну, и что у нас здесь, так сказать?
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ничего не изменилось с прошлого Вашего посещения: камера, заключенный, строгие правила, за соблюдением которых лично слежу.
СУДЬЯ
А это охранники, от которых в данный момент, так сказать, зависит спокойствие города и которым ничто, так сказать, человеческое не чуждо? Сколько раз здесь был, а все никак не могу привыкнуть к этой обстановке, атмосфере.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Это не Ваш мир с белыми скатертями и манжетами, приемами. Здесь тоже бывают приемы, но общество, знаете ли, различается на этих приемах. И не дай Бог Вам привыкнуть, это Вам ни к чему.
ЖЕНА СУДЬИ
От сумы да тюрьмы не зарекайся, так, по-моему, говорится.
СУДЬЯ
Ну, что ты, дорогая... А где же тот, ради которого мы все здесь собрались, так сказать?
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Да вот он.
СУДЬЯ
И как он себя ведет?
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Примерно. Обживается, привыкает. Порядка не нарушает, не требует, не скандалит. Хотя времени и повода на все это у него еще не было.
СУДЬЯ
Ну, как тебе у нас? Жалобы есть? Ох, и навел ты на всех страха за все это время. А мы с тобой все-таки по-хорошему. Тут тебе и поесть, и поспать, не надо скитаться, побираться, никого грабить и убивать. Я ведь понимаю, ты этим занимался не от хорошей жизни. Но закон есть закон. Мы не любим, когда его нарушают и тем самым расшатывают устои общества. Правда?
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Так точно!
СУДЬЯ
Вот, даже они это понимают.
ПРЕСТУПНИК
Они просто не хотят остаться без работы. Я и такие, как я, – их хлеб. И Ваш, между прочим, тоже. Что бы вы делали, если бы не существовало нас, нарушителей закона? Если бы ваше общество было здоровым, то многих профессий не понадобилось бы – судьи, тюремщики, адвокаты, генералы, министры...
СУДЬЯ
Ну, тут тебя занесло. Все это должно быть даже у здорового общества, хотя бы для того, чтобы болезни не застали нас врасплох, предупреждать их, проводить профилактические работы. Здоровое общество – утопие. И не даром право берет свое начало с античных времен. Уже тогда понимали, что оно нужно, что без него никак не обойтись. Каким бы ни был общественный, политический строй, ему нужна система наказаний и поощрений. Сначала для того, чтобы разобраться с врагами, затем – с противниками, и, наконец, с друзьями и соратниками. Кто знает право, у того власть, у того есть право...
ЖЕНА СУДЬИ
Дорогой, не превращай тюрьму в лекторий.
СУДЬЯ
Да, ты права, дорогая, заговорился я. Думаю, мне уже пора, сегодня еще есть важные дела. Пойдемте. Как-то мрачновато все-таки у вас.
ЖЕНА СУДЬИ
Дорогой, можно я еще здесь побуду, посмотрю.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
(выйдя из роли)
Зачем тебе здесь оставаться? Иди, иди с ним.
ЖЕНА СУДЬИ
Простите, Вы что-то мне сказали? Я бы попросила Вас уважительнее обращаться ко мне. Не забывайте, кто Вы, а кто я.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
(смущенный)
Да ты что...
ЖЕНА СУДЬИ
Я даже настоятельно требую...
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Ну, знаешь, ты у меня... Простите...
ЖЕНА СУДЬИ
Так можно мне еще побыть здесь?
СУДЬЯ
Желание более чем странное, но пока я просмотрю кое-какие бумаги, можешь побыть. Только не долго. И будь осторожна. Проводите меня.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
(второму охраннику)
Присмотри, чтобы ничего не случилось.
Судья, начальник тюрьмы и первый охранник уходят.
ЖЕНА СУДЬИ
Я хотела бы поговорить с ним. Наедине.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Но он опасен.
ЖЕНА СУДЬИ
Но ведь он за решеткой, что он может мне сделать? Оставьте нас, пожалуйста.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Как скажите. Если что, я рядом.
Второй охранник отходит в сторону, насмешливо смотрит на жену судьи.
Жена судьи подходит к клетке.
ЖЕНА СУДЬИ
Вот Вы какой. Я Вас представляла совсем другим.
ПРЕСТУПНИК
Каким? С холодными пустыми глазами, клыками, вместо зубов, руками по локоть в крови? Таким я был в Вашем воображении?
ЖЕНА СУДЬИ
Нет, не таким, но и не таким, какой Вы есть. Я даже Вас не представляла, представляла свои чувства, которые Вы могли бы вызвать во мне. Отвращение, презрение, омерзение, но никак не...
ПРЕСТУПНИК
Жалость?
ЖЕНА СУДЬИ
Н-нет. Наверное, симпатию. Не что-то негативное, а наоборот...
ПРЕСТУПНИК
Не романтизируйте меня. Я тот, кто я есть, и никто другой. И здесь я оказался за страшные дела.
ЖЕНА СУДЬИ
Страшные дела... Вам не было жалко своих жертв?
ПРЕСТУПНИК
Жалко? Не знаю. Сначала мне было страшно, я боялся своих жертв, боялся, что у меня не получится...
ЖЕНА СУДЬИ
Боялись, что у Вас не получится ограбить и убить?!
ПРЕСТУПНИК
Боялся, что у меня не получится, что я не смогу переступить черту. Я так боролся за свою жизнь, даже не за жизнь, а за существование.
ЖЕНА СУДЬИ
Неужели в наше время такое еще может быть?!
ПРЕСТУПНИК
Может. И так есть, как видите.
ЖЕНА СУДЬИ
Но зачем Вы сделали это своим образом жизни?
ПРЕСТУПНИК
Сначала это была борьба. Потом – по инерции, можно сказать, вошел во вкус, вкус крови, силы, страха. Вы не представляете себе, как приятно, когда тебя боятся. Не ты, а тебя. Значит, ты не на дне, ты не последний, ты не ничто. С тех пор я сам ничего не боюсь.
ЖЕНА СУДЬИ
И даже смерти?
ПРЕСТУПНИК
Я не хочу конца жизни, но смерти не боюсь.
ЖЕНА СУДЬИ
И что было дальше?
ПРЕСТУПНИК
Дальше было осознание того, что я делаю, что я сделал. Я понял, так жить нельзя, но назад пути не было. Я стал разборчив в выборе жертв. Я понимал, что другой жизни у меня уже не будет. Вы, наверное, не поверите, но за последние пару лет у меня не было серьезных дел. Грабежи, не больше, без убийств.
ЖЕНА СУДЬИ
Но ведь...
ПРЕСТУПНИК
Моя “слава” “работала” за меня. Все, что происходило страшного, приписывали мне, хотя я этого и не делал.
ЖЕНА СУДЬИ
Но это значит...
ПРЕСТУПНИК
Да. Это значит, что от страха вы избавились только на время, что есть кто-то, кого вы будете бояться. Но сейчас все счастливы, что поймали меня, что меня казнят, что меня не будет. И они не верят мне, что я многого не делал. Им нужна жертва, им нужна пауза, им нужно передохнуть и, может быть, набраться сил терпеть и жить со своим страхом.
ЖЕНА СУДЬИ
Боже...
ПРЕСТУПНИК
В какой-то момент я почувствовал сильную усталость. Я устал скрываться, устал от своей “славы”, устал от одиночества. И тут встретил ее. У меня, конечно, были женщины, но они были со мной кто из страха, кто из любопытства, а кто из-за моей силы и того, что обо мне говорили. Но она любила меня, а не то, что вокруг меня. Я знал, чем она занимается. Сначала я думал, что наша связь скоро прервется, а потом мне стало ее не хватать. Меня первый раз любили. Меня. А то, чем она занимается... Я понимал, что лучшего в моем положении желать нечего...
ЖЕНА СУДЬИ
(прижавшись к решетке, шепчет)
Почему же? С чего Вы взяли? Вы сильный, храбрый... надежный. С Вами любая женщина могла бы чувствовать себя уверенно и уютно. Прижаться к Вам, отдаться во власть Ваших крепких рук...
ПРЕСТУПНИК
Что Вы такое говорите?...
ЖЕНА СУДЬИ
... быть рядом с Вами, знать, что ради нее Вы сделали бы все на свете...
ПРЕСТУПНИК
Что Вы такое говорите? Прекратите. Вам нельзя, Вы жена судьи...
ЖЕНА СУДЬИ
К черту! К черту! Что я могу для Вас сделать? Как я могу Вам помочь?
ПРЕСТУПНИК
Мне? Никак.
ЖЕНА СУДЬИ
Вы не хотели бы сбежать отсюда, сохранить свою жизнь?
ПРЕСТУПНИК
Нет. Вы не знаете, но я сам сдался.
ЖЕНА СУДЬИ
Но почему?!
ПРЕСТУПНИК
Представьте, каково это – быть любимым, нужным, знать, что тебя кто-то ждет, и не мочь быть с ним рядом, прятаться, бояться, что его заподозрят и накажут...
ЖЕНА СУДЬИ
Но Вы же сказали, что ничего не боитесь.
ПРЕСТУПНИК
Не боюсь за себя. Но боюсь за другого, боюсь, что другому из-за меня будет плохо. Поэтому я здесь и жду, когда все закончится.
ЖЕНА СУДЬИ
Какое безумие! Это же самоубийство!
ПРЕСТУПНИК
Нет, это мое последнее убийство.
ЖЕНА СУДЬИ
Останьтесь жить! Мы могли убежать туда, где Вас никто не знает, быть вместе...
ПРЕСТУПНИК
Зачем Вам это? У Вас же все есть? Зачем?!
ЖЕНА СУДЬИ
У меня ничего нет. Я получила, что хотела, - положение в обществе, деньги. И в придачу к этому – безвольного, слабого мужа, который упивается своей властью, вынося приговоры. Если бы Вы слышали, с каким наслаждением он рассказывает о процессах, о подсудимых, об их слезах и боли. Каким сильным он себя чувствует, когда выносит приговор – кого-то милует, кого-то наказывает и тем самым ломает. Но Вами он восторгался. И ему было вдвойне приятно вынести Вам приговор, он чувствовал себя победителем зла, и именно ему будет принадлежать слава, что он наказал самого известного преступника последних лет. Как я его ненавижу!...
За сценой слышны голоса. Через некоторое время на сцену выходит первый охранник и проститутка.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ты посмотри, кто к нам пришел.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Принцесса собственной персоной! Какими судьбами в наших краях?
ПРЕСТУПНИК
Что ты здесь делаешь?!
ЖЕНА СУДЬИ
Это она?
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Не поверишь, арестовали на улице, на рабочем месте.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Что же Вам, Ваше Высочество, не сидится в доме терпимости? Подработать решили? А вы разве на знаете, что по закону на улице Вам работать запрещается?
ПРОСТИТУТКА
Вас это не касается.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Удивляюсь я Вам, Ваше Высочество, но что делать, скрасите наши мрачные, как сказал господин судья, вечера.
ЖЕНА СУДЬИ
Прекратите поясничать!
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Простите, но Вас ждет господин судья. Он в кабинете господина начальника тюрьмы.
ЖЕНА СУДЬИ
Я уйду, когда посчитаю нужным.
Жена судьи подходит к проститутке.
ЖЕНА СУДЬИ
(задумчиво)
Не понимаю...
ПРОСТИТУТКА
Чего Вы не понимаете? Может быть когда-то я была такой же, как и Вы... А может буду... А Вы будете такой же, как и я. А может были...
ЖЕНА СУДЬИ
(тихо, чуть ли не сквозь зубы)
Никогда!... Никогда!... Что он в тебе нашел?!
ПРОСТИТУТКА
(так же тихо)
Он для меня человек, мужчина, а не идол. Я живу им.
ЖЕНА СУДЬИ
А что ты можешь ему дать? Себя? И вместе с собою свой позор? Его надо спасать, а не губить! А такая, как ты...
ПРОСТИТУТКА
Вы привыкли за все платить. За украшения платите деньгами, за привилегии платите свободой, за свое положение в обществе Вы платите собой. Чем же Вы лучше меня? А ведь любовь – это не торговля, это ...
ЖЕНА СУДЬИ
Замолчи! Я всем, слышышь меня? всем лучше тебя! Я никогда не была... не буду такой, как ты! Не такая, как ты! 
ПРОСТИТУТКА
Уходите, уходите отсюда, Вам здесь не место.
ЖЕНА СУДЬИ
Это тебя не касается! Если уж ты знаешь где чье место, что же ты делаешь тут?
ПРОСТИТУТКА
Да мужчины с ума по мне сходят, валяются у меня в ногах, предлагают мне деньги, титулы, руку и сердце. Но во мне они видят только игрушку, которая должна выполнять их прихоти, которую они могут купить. А мне этого не надо. Пройдут годы, а с нею моя молодость, и они найдут себе другую игрушку,  а меня выбросят на улицу. И это будет больнее, чем то, что есть у меня сейчас. Уж лучше быть такой от начала и до конца, чем корчить из себя кого-то. Все равно передо мной все двери были бы закрыты, кроме дверей спальни. Послушайте, уходите, оставьте нас здесь.
ЖЕНА СУДЬИ
Ты нашла себе достойное место.
ПРОСТИТУТКА
Да, потому что оно рядом с ним.
ЖЕНА СУДЬИ
И ты выбрал эту? И с этой ты видел свое счастье? Ради этой ты здесь?
ПРЕСТУПНИК
Да. Она сделала для меня больше, чем кто-либо, с ней я понял, что не только ужас, но и человек, пусть страшный своими делами, но человек. С ней я понял, что я ужас.
ЖЕНА СУДЬИ
Но ведь я сейчас предлагаю тебе свою помощь. Я помогла бы тебе остаться живым...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
(первому охраннику)
Ты мне скажешь, что здесь происходит?
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Чтоб я знал...
ЖЕНА СУДЬИ
(преступнику)
В благородство играешь? Благородный разбойник!
ПРОСТИТУТКА
Прекратите! Что Вам от него надо? Вам кто-то нужен, и Вы хотите быть нужной, а не предметом роскоши. Но, однажды разменяв себя, продав себя, трудно стать прежним человеком, уж я-то знаю...
ЖЕНА СУДЬИ
Уж ты-то знаешь, кто бы сомневался!...
ПРОСТИТУТКА
Вы - игрушка, и Вам нужна игрушка. Но игрушки скоро надоедают, покупают новые, а старые игрушки забывают. Забудут Вас, забудете и Вы... Оставьте нас...
ЖЕНА СУДЬИ
Игрушка?! Я?! Ты что себе позволяешь, тварь продажная? Ты на кого... Заприте ее в клетке! Он весь в крови, ты вся в грязи. Прекрасная пара! Желаю счастья!
Жена судьи уходит.
Оба охранника стоят пораженные. После паузы.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ну, и сценка...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Н-да... Что ж, пожалуйте, принцесса, в нумера. Вы уж простите, но номер люкс временно занят, так что Вам придется немного пожить тут.
(проститутка входит во вторую клетку)
Сюда клиентов мы не пропускаем, но чтобы Вы поддерживали форму, к Вам время от времени будем заходить мы.
Второй охранник отходит в сторону к первому охраннику.
ПРЕСТУПНИК
Как ты здесь оказалась? Что ты сделала?
ПРОСТИТУТКА
Я вышла на улицу... специально... я хотела, чтобы меня арестовали. Серьезно меня не накажут, выпишут штраф и отпустят.
ПРЕСТУПНИК
Зачем ты это сделала?
ПРОСТИТУТКА
Я хочу быть рядом с тобой. Даже сейчас, даже здесь.
ПРЕСТУПНИК
Не надо было... не надо было... Больше всего на свете я хочу одного...
ПРОСТИТУТКА
Бежать отсюда?
ПРЕСТУПНИК
Нет. Я хочу, чтобы ты выбралась из этого мира. А получается наоборот...
ПРОСТИТУТКА
Миленький, я сделаю, как ты хочешь, когда этот кошмар закончится, а сейчас мы будем пусть не вместе, хотя бы рядом.
ПРЕСТУПНИК
После моей казни...
ПРОСТИТУТКА
Не говори так!...
ПРЕСТУПНИК
После моей казни, обещай мне это, ты уйдешь оттуда, уедешь в другой город, если понадобится, то и в другую страну, и заниматься этим больше не будешь. Пообещай мне это.
(проститутка молчит)
Пообещай.
ПРОСТИТУТКА
Обещаю. Я соберу свои деньги, уеду, начну другую жизнь. Но сейчас, сейчас я буду с тобой. Я буду с тобой.
Оба охранника стоят в стороне.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Ну, что они там?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Воркуют, голубки. Нашли место.
(преступнику и проститутке)
Ну-ка, тише мне тут! Не на базаре.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Эх, работка. А кем ты был, точнее, кем ты работаешь?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Охранником, как и ты.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Нет, я имел в виду, кем ты работал до того, как попал сюда?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Ты что? Охранником.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Да нет, в той жизни, перед тем, как приехал сюда. Перед игрой кем ты был?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Я служил клерком... Служу клерком. В одной компании. Хотя, если бы они присмотрелись... Неважно, не будем об этом. Пойду-ка лучше посмотрю, как там наши гости.
Второй охранник подходит к клетке преступника. Некоторое время он смотрит молча.
ПРЕСТУПНИК
Ну, и что же ты высматриваешь? Что хочешь увидеть?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Да вот смотрю на человека в клетке. Ты, наверное,  думаешь, что похож на тигра. А на самом деле ты похож на обезьяну. Сидишь, корчишь из себя что-то, а сделать ничего не можешь, потому что все, что ты мог сделать, ты уже сделал. Потому и сидишь с той стороны клетки.
ПРЕСТУПНИК
А с чего ты взял, что это я в клетке? Может это ты, весь мир в клетке. Только клетка эта большая, просто огромная, и здесь, где стою я, она начинается и заканчивается. И может только у меня здесь, на маленькой площади, в квдратуре два на два, свобода, а у вас, там, одна лишь иллюзия свободы. Сидите в клетках, тычете пальцами, хихикаете и хохочете, а сами связаны по рукам и ногам кто религией, кто предрассудками, кто традициями, кто условностями. А здесь притворяться не надо...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Так занчит, у тебя там свобода? А ключи от твоей свободы у кого? А ты можешь выйти, подойти вот к ней, обнять, поцеловать ее? А я могу и сейчас это сделаю.
ПРЕСТУПНИК
Не смей! Не смей, тебе говорю!
Второй охранник подходит к клетке, достает из кармана ключ, открывает клетку проститутки, входит в клетку. Проститутка испуганно прижимается к стене в углу клетки.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
А вот и я, в гости пришел. Не ждали? Ну, вот скажи мне, что ты здесь делаешь? Что тебя сюда привело? Зачем тебе это? Ведь у тебя все есть. Экзотики захотелось? Поиграться вздумала? Решила заняться тем, чем не смогла заняться ранее, - поиграть в театре. Точнее, в театр. Что, не поступила? Провалилась на экзамене?
ПРОСТИТУТКА
Это Вас не касается!..
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Или может тебе запретили быть актриссой?
ПРОСТИТУТКА
Это Вас не касается!.. Оставьте меня!..
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Кто? Отец? Муж? Актерство не достойно Вашего положения, конечно!...
ПРОСТИТУТКА
Это Вас не касается!...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Ну, играй свою роль дальше! Иди ко мне моя сладенькая, обслужи  клиента, как ты умеешь...
Второй охранник подступает к проститутке, подходит все ближе и ближе. Проститутка забивается в угол. Второй охранник берет ее за локоть, притягивает к себе.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Ну, иди сюда, поцелуй меня жадно и страстно... я в долгу не останусь, заплачу...
ПРОСТИТУТКА
(отбиваясь от второго охранника)
Отпусти меня! Не трогай меня! Ублюдок...
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Давай! Давай! Покажи ей!
ПРЕСТУПНИК
Убери от нее руки! Отстань от нее!...
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Ах, ты сопротивляешься закону! А знаешь, что закон делает с непослушными?
ПРОСТИТУТКА
Отстань от меня!...
Второй охранник продолжает приставать к проститутке. Он бросает ее на кровать, сам наваливается на нее сверху.
ПРЕСТУПНИК
Оставь ее в покое!... Отстань от нее!... Эй, животное, ты слышишь меня? Прекрати, ведь это же игра!... Что ты делаешь? Остановись!
Второй охранник останавливается, поворачивается к преступнику.
Проститутка плачет.
Второй охранник выходит из клетки проститутки, подходит к клетке преступника.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Это ты меня назвал животным? Игра, говоришь? Я тебе сейчас покажу, какое я животное и как я играю. Сейчас будем играть по моим правилам.
(первому охраннику)
Ну-ка, подай мне ключи от его клетки.
ПЕРВЫЙ ОХРАННИК
Может не надо?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
А может ты хочешь присоединиться к нему? Делай, что тебе говорят!
Первый охранник снимает со стены связку ключей и подает ее второму охраннику.
Второй охранник берет в это время дубинку. Он открывает клетку преступника, врывается в нее.
ПРЕСТУПНИК
Что ты собираешься делать? Что ты делаешь?
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Я тебе сейчас покажу...
Второй охранник подбегает к преступнику и бьет его дубинкой что есть силы.  Преступник падает, второй охранник продолжает бить лежащего на полу преступника.
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Я тебе покажу... животное... игру... вот моя игра... Поиграем? Животное...
Второй охранник бьет преступника. Первый охранник, наблюдая такую картину, замирает в шоке. Он не верит, что такое сейчас могло случиться, он не знает, что делать.
На сцену выбегает начальник тюрьмы.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Прекратить! Прекратить, я кому сказал!
Начальник тюрьмы подбегает ко второму охраннику, хватает его за руку, пытается его остановить.
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
Прекратить! Отставить! Я кому сказал! Прекратите, это же игра! Так же нельзя! Вы убьете его!
ВТОРОЙ ОХРАННИК
Нашелся мне командир...
Второй охранник отталкивает начальника тюрьмы и начинает бить его.
Из-за кулис выбегают судья, жена судьи. Они бросаются ко второму охраннику, к ним присоединяется первый охранник. Все вместе они хватают второго охранника, забирают из рук дубинку.
СУДЬЯ
Прекратите!... Что же Вы наделали?... Зачем же так?...
Судья подходит к проститутке. Та все еще лежит на кровати. Жена судьи со злорадством смотрит на проститутку.
СУДЬЯ
Как Вы?
ПРОСТИТУТКА
(в истерике, плачет)
Он животное... безмозглое животное...
Пока начальник тюрьмы, судья и первый охранник держат и успокаивают второго охранника, побитый преступник встает и, заметив, что клетка открыта и никто не охраняет выхода, выбегает из клетки, а потом убегает со сцены.
СУДЬЯ
Что это он?
В это время на сцену выходит Ведущий.
Все в ожидании смотрят на Ведущего.
ВЕДУЩИЙ
Я вижу, ваша игра подошла к концу.
1
Господин Ведущий, почему Вы допустили это? Почему не остановили этого?
ВЕДУЩИЙ
Я же вам говорил, что авторы и режиссеры этого спектакля – вы сами. Почему я должен был вмешиваться? Все шло достаточно логично. Благодарю вас за представление, надеюсь увидеть вас здесь еще раз. Костюмы оставьте, пожалуйста, там, где вы их взяли.
4
Что, и это все?!
ВЕДУЩИЙ
Да. А чего вы еще хотели? Ваш спектакль был построен по классическим законам: вступление, завязка, кульминация...
2
А развязка?
ВЕДУЩИЙ
По-моему, в данном случае она совпала с кульминацией. Так что - занавес.
(обрашается к 6)
Как Вы себя чувствуете? За кулисами есть врач, он Вам поможет.
Все “актеры” уходят со сцены, на ходу обсуждая, то, в чем они участвовали. Помогли встать 6, отпустили 3.
3
(обращается ко всем)
Послушайте, простите меня, не знаю, что на меня нашло.
(оращается к 6)
Простите меня, я не хотел, я...
6
Оставьте хоть сейчас в покое! Вы переступили черту, которую не следовало переступать. Вы мне стали противны с первых же минут нашего так называемого знакомства.
2
(бурчит себе под нос)
А я только начал входить в роль...
4
Зачем ты там с ним тогда осталась? Почему ты так со мной разговаривала?
5
Но ведь в спектакле мы были совсем чужие люди, а ты так со мной... И что это ты говорил, что таким место в тюрьме?...
1
Веселенькое дельце...
Все, кроме Ведущего, уходят со сцены.
Ведущий смотрит уходящим вслед, потом в зал.
ВЕДУЩИЙ
Вот и все, дамы и господа, и этот спектакль закончился. Вы видели все, что здесь происходило. А сейчас пришло время опустить занавес. Спасибо за внимание, до свидания. Ждем вас на следующих спектаклях.
В зале с первых рядов встают зрители, хлопают, кто-то кричит “Браво! ”, кто-то выносит цветы Ведущему. Он благодарит. Зрители, хлопая, выходят на сцену, где продолжают хлопать.
Ведущий благодарит всех.
8
А знаете, что-то в этом есть. Мы чуть ли ни наизусть знаем Шекспира, Чехова, мы знаем, что и как должно произойти, мы смотрим лишь на то, что придумал режиссер, как он интерпретирует пьесу, как играют актеры, но не на то, что они играют. Здесь что-то новое...
9
Тут все развивается на наших глазах: пьеса создается, спектакль ставится и играется.
10
Живые, не наигранные эмоции.
11
И главное, никто не знает, что будет дальше и чем все закончится.
12
Мне жаль этого беднягу, который преступника играл. По-моему, ему хорошенько досталось.
13
А когда следующее представление?
ВЕДУЩИЙ
Я дам объявление. Приходите, буду очень рад.
14
Спасибо Вам, я такого еще не видела. До свидания.
ВЕДУЩИЙ
До свидания. Всего доброго. Всего хорошего.
Зрители уходят за кулисы, где еще некоторое время слышно, как они переговариваются.
Ведущий смотрит им вслед. Когда голоса затихают, он начинает смеяться.
ВЕДУЩИЙ
Вы только посмотрите на них! Как они играли свои роли! Что “актеры”, что эти “зрители”. Как они быстро вжились в свои роли! Нет, ну, сначала робко, конечно, сначала они были деревянными и неповоротливыми, а потом их не остановить. Они надели маски и думали, что стали другими, думали, что спрятались, и раскрепостились. Но как они ни старались, сквозь маски проступали “они настоящие”, их души, какими бы они маленькими ни были, вылазили сквозь щели масок, костюмов и новых образов. Желания, комплексы, боль и злоба – все вышло наружу, как только они вжились в роль, как только они успокоились и подумали, что их не узнают. Каждый наслаждался, кто властью, кто болью, кто любовью. Но от себя им не уйти, кем бы они себя ни вообразили, кого бы они ни играли. А как они орудовали штампами! Если уж преступник, то обязательно самый ужасный, чтобы и сам преступник, и осудившие и охранявшие его  почувствовали  свою значимость. Судья снисходителен, но он единственный, кто не сделал себя героем, кто выставил себя безвольным, слабым... Начальник тюрьмы важен, настоящий хранитель порядка... А эти два клоуна, охранники... Да, Пиранделло был прав... А как они рассуждают! И о чем! Право, общество, тюрьма! Решают все мировые проблемы! Еле себя сдерживал, чтобы не взорваться от смеха, стоя за кулисами. А эти: “Браво! Спасибо! ”, цветочки. Истинные театралы. И тоже рассуждают. Ну, что же, пора заканчивать эту комедию. Занавес!
Ведущий, продолжая смеяться, уходит за кулисы. Начинает опускаться занавес.
Но как только ведуший уходит, за кулисами слышен вскрик. Через некоторое время на сцене появляется полусогнувшийся ведущий с ножом в груди. Он смотрит  в зал, потом на нож, не веря, что все это произошло, и падает замертво.
Тут же из-за кулис появляется „актер”, который играл преступника, - 7. Он подходит к лежащему на сцене ведущему, склоняется над ним, в шоке и испуге смотрит на него, потом на свои руки. Сначала он начинает смеяться, затем его смех переходит в истерический плач. Игравший преступника падает рядом с ведущим, сжимается, как будто от боли, начинает биться в истерике.
Занавес опускается.
КОНЕЦ
2006-03-01 00:46
Į mėgstamiausius įsidėjo
Šią informaciją mato tik svetainės rėmėjai. Plačiau...
 
Norint komentuoti, reikia prisijungti
Įvertinimas:
Balsų: 9 Kas ir kaip?
 
Blogas komentaras Rodyti?
2022-04-05 09:27
Passchendaele
Kilminenkivenskijė.
Įvertinkite komentarą:
Geras (1) Blogas
Blogas komentaras Rodyti?
2006-03-05 17:01
ir kiti
ėmė ir vaidino. ... na, idėja aiški. per daug aiški. pabraukta, paryškinta. naivokai vietomis.
Įvertinkite komentarą:
Geras Blogas (1)
Blogas komentaras Rodyti?
2006-03-01 11:56
_I_
_I_
Perkėliau. Čia jam tinkamesnė vieta.
Įvertinkite komentarą:
Geras Blogas (1)
Visuose


Čia gyvena krepšinis

Lietuva ir apie Lietuvą